Выпуск новостей

ВУЗы против плагиата

Львиную долю в студенческой жизни занимает такой процесс, как написание рефератов. Порой студенты сдают их, абсолютно не задумываясь над содержанием. По быстрому рефераты бесплатно скачать в Интернете можно на каждом углу, «Ну, нашёл реферат в Интернете, скачал его, распечатал – какая разница, читать не буду, его всё равно даже преподаватель не прочитает» и уходят гулять. Однако практика неоднократно показывала, что пишутся рефераты не для галочки, а просто скачать их из Интернета это слишком простой путь для студентов, которые итак ничем не занимаются. Поэтому во многих ВУЗах было принято решение – проверять рефераты на уникальность. Требование сходу стало довольно жёстким – уникальность должна составлять 100%.
С одной стороны это решение можно понять – ведь частенько в рефератах можно найти строки вроде «И ваш студент просто скачал реферат с Интернета, не задумываясь над его содержимым, и хочет вас обмануть». Некоторые студенты, конечно, перечитывают текст, который собираются сдать, однако они всё равно не работают с данной темой, так как ожидается. И нередко преподаватели из года в год встречают одинаковые рефераты на тему, что, конечно же, раздражает.

Требование, в принципе можно понять, однако тут образовательной системой и ректорами Вузов была допущена грубейшая ошибка. Требование в 100% уникальности, это требование к студентам полностью избежать цитат, порой даже формул. И после этого студента могут обвинить в незаконченности работы. Ведь использование цитаты, которая встречается в открытом источнике (а ведь цитата, это дословное повторение сказанных кем-либо слов) это уже уничтожение тех самых процентов уникальности! И если в реферате встречается, хоть одно цитирование, он однозначно не будет уникальным.

Если бы еще проблема крылась в этом. Такой подход провоцирует студентов изменять текст цитаты, что бы получить уникальный реферат, но порой это приводит к возможности двоякой трактовки имеемого текста. Или, что порой бывает еще хуже, вырыванию слов из контекста. Так, например фраза «не имел жены до какого-нибудь года» может превратиться во фразу «не имел жены», то есть к полному изменению сути вопроса или возникновения противоречий внутри текста.

Многие уже успели согласиться, что такая жёсткая система хоть и имеет значительный плюс – студенты будут работать с темой, которая им задана, также имеет  ужасный минус. Действительно хорошие рефераты, которые написаны руками студентов, после проверки на плагиат из-за пары словооборотов могут превратиться в негодную работу.

К тому же, трудно не признать, что часто происходит так, что разные антиплагиаты (программы или сайты, которые проверяют уникальность текста) могут дать разные результаты и текст, который Advego признал уникальным на 100%, в каком-нибудь Antiplagiat+ окажется уникальным лишь на 90%, а это уже разные цифры и это уже проблема. Каков может быть выход? Выходы есть всегда, самый простой из них заставить студентов проверять в той же оболочке, которую использует ВУЗ. Но не будем такими затерянными в жизни. Слишком много уникального контекста, мыслей студента может задушить этот антиплагиат. Самым простым и разумным решением можно считать снижение требования к уровню уникальности. И здесь всё будет зависеть от ВУЗа. Если реферат касается литературы, то он будет насыщен цитатами, а значит, тут уникальность может быть и 70-85%, потому что каждую цитатку можно уже отыскать в интернете. А если это технический ВУЗ, если там малейшая игра слов будет стоить смысла написанного? Если от перестановки слагаемых, как раз сумма то и измениться, то, что делать? Для таких учебных заведений уникальность вообще не может превышать 90%. Если же студенту удаётся добиться этого, то, скорее всего, он прекрасно знает родной язык, и лучше бы ему было быть лингвистом!

Вообще можно ли говорить о справедливости требования 100% уникальности текста в реферате. Реферат он сам по себе и есть изложением чужих мыслей, порой дословным, порой со своими размышлениями после этого. Реферат это не дипломный проект, он не один такой уникальный, тема будет повторяться из года в год. А студентов пытаются загнать в узкие рамки, даже не задумываясь что через несколько лет, просто не хватит слов в лексиконе для правильного подбора уникального текста. Поэтому данное требование физически не осуществимо на длительном сроке использования.

Самым оптимальным вариантом будет требование в не менее 75% уникальности текста. Ведь сам по себе реферат это либо изложение информации другими словами, либо воспроизведение той самой информации только с конечным осмыслением. Деваться некуда, золотой середины в этой ситуации не достичь - уникальность должна быть, однако она должна быть в разумных пределах. Чтобы студент, найдя, реферат в Интернете почитал его и переписал по-своему, ведь люди должны мыслить сами, а не позволять другим делать это за себя!