Главные новости

Чиновники познакомят школьников с феноменом чтения

В среду, 14 января, по инициативе министра образования РФ Владимира Филиппова состоялось совещание писателей, литературоведов и методистов по проблемам развития детской литературы. На встрече Минобразование, Минкультуры и Минпечати представили проект совместной программы «Приобщение детей и юношества к чтению». Если эта программа будет принята, российские школы вновь (как это было в советские времена) станут не только обучать, но и воспитывать молодое поколение.


Сам Владимир Филиппов прийти на встречу не смог, и вместо него ее провел первый заместитель министра Александр Киселев.
Собравшиеся сошлись во мнении о том, что нынешнее подрастающее поколение совсем перестало читать. По мнению ректора Литературного института им. А.М. Горького Сергея Есина, теоретически каждый выпускник школы должен наизусть цитировать басни Крылова и «Горе от ума» Грибоедова, однако проблема состоит в том, что не каждая российская семья может себе позволить покупку книг, каждая из которых стоит 100-200 рублей. Кроме того, дети перегружены и не успевают приобщаться к классике чисто физически. Как рассказала замдиректора Российской государственной детской библиотеки Евгения Куликова, сейчас школьники в основном читают не художественную, а познавательную литературу. Наконец, и сами учителя не особенно стремятся приобщать школьников к чтению. По словам Сергея Есина, в последние годы выпускники школ поступают в педагогические вузы только тогда, когда больше поступить никуда не могут, так что в смысле общекультурного развития поколение молодых педагогов немногим отличается от своих учеников. Впрочем, должного внимания своей профессии не уделяют и учителя со стажем. Причины тому, по мнению участников встречи, чисто материальные.

Чтобы срочно исправить положение, три министерства - Минобразование, Минкультуры и Минпечати - разработали совместную программу ""Приобщение детей и юношества к чтению"". С ее помощью разработчики собираются за 2 года перевоспитать учителей, школьников и их родителей.

2004-2005 учебный год предлагается прожить под девизом «Книга как феномен отечественной культуры». В связи с этим представители трех министерств собираются устроить Всероссийский фестиваль школьных библиотек, провести конференции по проблемам детского чтения в регионах, возобновить проведение ежегодной Всероссийской недели детской и юношеской книги, а также проанализировать состояние фондов школьных библиотек и разработать программы их пополнения. Правда, по словам Александра Киселева, в этом году на закупку детских книг из бюджета выделено всего 600 миллионов рублей - сумма, которой едва хватит для пополнения только школьных библиотек.

Согласно проекту программы, весной этого года должна быть сформирована комиссия из числа педагогов, писателей, литературоведов, критиков и представителей СМИ, которая будет осуществлять общественную экспертизу учебной литературной программы.

Если этот документ будет принят, нынешняя школьная программа по литературе и мировой художественной культуре может претерпеть серьезные изменения. Не исключено, что из нее исчезнут ""неправильные"" книги и кинофильмы, а их место займут произведения современных патриотов.

Впрочем, уже сейчас совершенно очевидно, что с помощью формальных мероприятий приобщить школьников к отечественной культуре не удастся. Однако если чиновникам из Минобразования, Минкультуры и Минпечати удастся запустить новую программу, у них появятся основания для вмешательства в воспитательный процесс.

По материалам сайта gzt.ru